Почему мы часто не понимаем, что такое менеджмент

3 февраля 2020

Семинары АлматыМиф: Люди научатся, если им все доходчиво объяснить

Мы все — просто люди. Люди ошибаются, у них ничего не получается с первого раза. Это не страшно. Будьте жесткими, но сохраняйте терпение.

Опрос персонала иногда имеет опасные последствия. Менеджеры, как и все прочие, могут оказаться неготовыми увидеть реальность такой, какая она есть. Результаты опросов заставляют сердца лидеров биться чаще, а обратная связь показывает, что, несмотря на многократные усилия, коллеги там не поняли «концепцию», которую им объяснили (а возможно, просто не поверили в нее). «Но мы это уже обсуждали! — воскликнет раздраженный босс. — Мы потратили все деньги на брошюры, у нас было выездное мероприятие, я постоянно рассылаю электронные письма всем сотрудникам, рассказывая, что мы делаем и почему…»

Люди заняты, отвлечены, напряжены и скептически настроены. А ведь когда-то у них были инициативы. На самом деле им может очень нравиться их работа, когда ею разрешено заниматься. Однако чаще всего люди склонны считать увещевания руководства чем-то сомнительным, пока не будет доказано обратное. Брошюры и электронные письма остаются непрочитанными.

Бизнес-коуч Майлз Дауни в разговоре с нами посоветовал воспринимать общение как результат, а не как намерение. Отличная идея! Просто говорить что-то людям — недостаточно. Коммуникация не состоится, пока люди не услышат то, что вы сказали, не поймут это и не поверят в него. У вас должно быть убедительное сообщение, легко укладывающееся в голове. Алан Лафли, исполнительный директор компании Procter & Gamble, утверждает, что в обращении руководителя к персоналу посыл должен быть простым, как «Улица Сезам» (Sesame Street). Это высказывание ничуть не высокомерно. Просто Алан сознает, насколько заняты люди и как много умственной энергии им приходится тратить на восприятие новой информации. Это тактично, а не высокомерно.

HR-гуру Дэйв Ульрих советует лидерам: «Сообщение надо произнести десять раз, прежде чем его услышит и поймет хотя бы один человек». Это не обнадеживающий показатель. Но вполне реалистичный.

Непостоянство, имя тебе… люди

На мероприятии в Бизнес-школе имени Джона Касса в Лондоне в году гуру менеджмента Том Питерс говорил с присущей ему энергией и талантом о трудностях, связанных с правильным выполнением работы. Ближе к концу вечера ему задали вопрос: «Почему, несмотря на все старания таких разбирающихся в менеджменте людей, как Питерс, и несмотря на хороших менеджеров и директоров, которые стремятся улучшить положение дел в своих компаниях, многое в бизнесе по-прежнему идет не так? Почему люди не способны извлекать уроки из своих и чужих ошибок?» Питерс помолчал, задумался на мгновение, а затем искренне и громко ответил: «Я не знаю».

Зрители расхохотались. Но, как часто бывает, Питерс сумел передать важную мысль в легкой для понимания форме. В отличие от роботов, люди… это просто люди. Они не идеальны. Они ошибаются. И организации, созданные людьми, также несовершенны. Ошибки многократно повторяются. И когда вы пытаетесь всем этим управлять, ситуация необязательно улучшается. Питерс изучает менеджмент вот уже более четырех десятилетий, и до сих пор он не знает точно, как исправить то или это! Давайте повторим основную мысль Питера Друкера: «Многое из того, что мы называем менеджментом, сводится к тому, чтобы усложнять людям работу».

Все это говорит о том, что мы не должны быть грубыми с коллегами, когда происходит что-то плохое. Да, повторение одной и той же ошибки снова и снова недопустимо. Но совершить ошибку в незнакомой ситуации, где у вас нет опыта, — вполне естественно. Без экспериментов и неудач мы не сумеем ничему научиться или построить что-либо новое.

Черчилль, возможно, приходил в отчаяние в свои «пустынные годы»* от того, что он называл «хронической необучаемостью человечества» и «особенностями, которые создают бесконечное повторение истории». Но нам не нужно быть такими же пессимистами и ворчунами, как он. Возможен более реалистичный взгляд на ситуацию: да, ошибки будут, и все пойдет не так. И принятие этого, вероятно, положит начало грядущим улучшениям.

Миф: Уютный офис сделает всех креативнее

«Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи», — сказал Ральф Уолдо Эмерсон. Кресло-мешок не сможет компенсировать плохую корпоративную культуру.

Скутеры. Пинбол. Кресла-мешки. Настольный футбол… Этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить на плаву десятки стартапов во время мини-бума Web 1.0 на рубеже тысячелетий. Конечно, рабочие места стали комфортнее и веселее, теперь там было удобнее общаться. Но железные законы бизнеса нельзя игнорировать. Нет дохода — нет бизнеса. Некоторые стартапы Web 1.0, возможно, носили творческий характер, но они столкнулись с неудачей. Для них настало время «уйти в закат», а для их сотрудников — поискать другую работу.

Предприятия преуспевают, когда у них есть надежные, устойчивые и адаптируемые бизнес-модели, поддерживаемые такой же надежной и адаптируемой корпоративной культурой. Важно, чтобы рабочая сила была довольна. Но для этого потребуется побольше мягкой мебели.

Я счастлив, я счастлив

Некоторые большие надежды на офисы «открытого плана» так и остались фантазиями. Избавиться от перегородок и угнетающе маленьких кабинетов казалось хорошей идеей. Пусть будет больше воздуха и света! Давайте еще устраним излишнюю иерархию, увеличив и уравняв рабочие зоны.

Но шумная, оживленная атмосфера в таком офисе отвлекает от работы. То, что все смотрят на ваш монитор, будет скорее подавлять, а не поощрять творчество. Личное пространство окажется нарушено. Вы не сможете достичь необходимой приватности.

Ведомые благими намерениями, боссы вкладывают деньги в улучшение меблировки, в дорогие ткани и прочую отделку. И все это способно поднять дух команды, но только на время. Удовольствие, получаемое сотрудниками от работы, можно ошибочно объяснить удобством офиса, но лучше учесть более важные факторы, такие как гарантия трудоустройства, справедливая оплата, уважительное отношение и удовлетворенность персонала. Действительно, исследование Общества управления человеческими ресурсами показало: именно вознаграждение, перспективы роста, доверие и уважение более всего прочего делают сотрудников счастливыми. Но технику безопасности или гибкий график не сфотографируешь и не выложишь в интернет, поэтому компании продолжают вкладываться в дизайн интерьеров.

В то же время практически нет сомнений, что создание комфортных рабочих условий должно помочь людям выкладываться по полной. Доктор Джим Гуднайт, основатель и главный исполнительный директор SAS, высоко технологичной американской фирмы, давно понял, что, если у его сотрудников будут удобные рабочие места, те станут лучше трудиться. Он стал одним из первых работодателей, давших сотрудникам возможность пользоваться услугами так называемой консьерж-службы (включающими химчистку, парикмахера и т. д.) прямо на работе. Технические гиганты Facebook и Google последовали примеру Гуднайта.

Присядьте под яблоней

Самое инновационное высокотехнологичное рабочее место было создано, конечно, компанией Apple в городе Купертино. В Financial Times Люси Келлауэй назвала новое здание настоящим достижением. Оно современное, яркое и красивое, и в нем вы не найдете всей этой ерунды времен Web 1.0. Впрочем, при стоимости млрд долларов здание должно быть вполне приличным. Оно надолго останется памятником покойному Стиву Джобсу.

Отношения — это просто и одновременно сложно

Чтобы люди хорошо справлялись с общими задачами, им обычно нужно быть недалеко друг от друга. Однако чрезмерная, навязчивая близость становится препятствием для работы. Поэтому, хоть культурно-развлекательные мероприятия в офисе можно и нужно поощрять, старайтесь все же избегать излишнего вторжения в частную жизнь коллег.

Людям также нужно почаще выходить из офиса. Миллиардер Майк Блумберг, основатель названной его именем новостной компании, сказал, что хочет, чтобы его сотрудники выходили в обеденный перерыв на улицу и тратили время (и деньги) в ближайших окрестностях, а не сидели «в золотой клетке» офиса, где все обито плюшем и вкусную еду приносят прямо на рабочее место. В новой лондонской штаб-квартире Bloomberg стоимостью 1,1 млрд фунтов стерлингов есть буфеты с закусками, но нет столовой для персонала.

Удобство рабочего места зависит в конечном счете от качества отношений. Чистота и комфорт (буквальные и метафорические) — это гигиенические факторы, они имеют мало общего с производительностью компании. Производительность зависит от навыков людей, которых вы нанимаете, от того, насколько хорошо ими управляют, и от задач, которые они выполняют.

Мыслите шаблонно

Рабочие места нужно делать безопасными, культурными и максимально удобными. Вам не должно быть неприятно находиться там. В этом поможет естественный дневной свет (и толково устроенное искусственное освещение). Бесплатная (или оплачиваемая компанией) здоровая пища улучшит моральный дух. Но эти вещи сами по себе не создадут хорошую корпоративную культуру и не сделают людей креативнее.

В конечном итоге значение имеет качество управления. Задумайтесь, насколько хорошо вы поддерживаете, наставляете, поощряете, развиваете и вдохновляете своих людей. Вам просто-напросто надо хорошенько задуматься о менеджменте, а не о кресле-мешке.

Семинары Алматы

Источник: theoryandpractice.ru

______________________

Интересно: