Зачем нужны KPI и как их рассчитать

23 июня 2021

Центр повышения квалификации АлматыЧто такое KPI

KPI (от англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) — это система оценки достижений компании или ее отдельных сотрудников, которая помогает понять, насколько их работа приближает к реализации стратегические цели компании. Другими словами, KPI — это показатель достижения успеха. Успеха, который можно измерить и доказать конкретными цифрами.

С необходимостью работать по установленным KPI сталкиваются представители самых разных профессий:

  • специалисты сферы продаж;  
  • бухгалтеры и финансисты;   
  • HR-специалисты;     
  • SMM-щики;     
  • таргетологи;     
  • SEO-специалисты;     
  • маркетологи;     
  • пиарщики;     
  • дизайнеры.     

Как видите, отчитываться о своей работе в цифрах вынуждены даже представители творческих профессий.


Зачем нужны KPI для бизнеса

Двигаться без конкретной цели — все равно что просто бродить. Конкретные KPI помогают бизнесу достигать своих стратегических и операционных целей, а также выявлять слабые звенья, замедляющие общий прогресс.

KPI помогает не просто работать, но делать это эффективно.

Благодаря KPI для отдельных отделов и сотрудников можно оценить эффективность работы каждого. Сотрудник, у которого не установлены KPI, во время месячного отчета будет рассказывать, что он делал. Сотрудник, у которого KPI установлены, расскажет, что конкретно он сделал и насколько его работа приблизила компанию к глобальной цели.

Введение такой системы в компании позволит:

  • повысить эффективность работы отдельных отделов и компании в целом;     
  • понять, какие факторы влияют на развитие бизнеса;     
  • строить планы, ориентируясь на цели, а не на имеющиеся показатели и возможности;     
  • разработать четкие нормативы работы;     
  • получить прозрачную оценку эффективности работы сотрудников.

Виды KPI

Хотя KPI традиционно переводят как «ключевые показатели эффективности», точнее было бы говорить о ключевых показателях деятельности. Измерение эффективности — это лишь один из видов, а всего их можно выделить 5 основных.

  • KPI результата: чего достигли.
  • Расходов: сколько ресурсов потратили.
  • Функционирования: насколько процесс соответствует определенному алгоритму его выполнения.
  • Производительности: соотношение полученного результата и затраченного времени.
  • Эффективности: насколько полученный результат соотносится с ресурсами, которые были потрачены ради его достижения.

Также показатели можно разделить на финансовые и нефинансовые, количественные и качественные, коллективные и индивидуальные — чем больше показателей вы учтете, тем лучше будете видеть общую картинку развития и влиять на результат.  

Как рассчитать KPI. Примеры

Если компания решила внедрить такую систему для своих сотрудников, важно понять, какие показатели стоит включать, а какие — нет. Главный принцип — установленные KPI должны быть понятные, измеряемые, четкие, реалистичные и приближать компанию к глобальной цели.

Если показатель легко измеряется в цифрах, но он никак не влияет на достижение целей компании — это плохой KPI.

Примеры KPI для разных профессий

  • Для менеджера по продажам: количество сделок, сумма продажи за месяц, средняя сумма сделки.    
  • Для бухгалтера: соблюдение дедлайнов, отсутствие штрафов и ошибок.     
  • Для HR-специалиста: качество и скорость закрытия вакансий, количество откликов на вакансию, качество подготовки кадрового резерва.     
  • Для SMM-щика: рост количества подписчиков / охватов сообщений, рост узнаваемости бренда.     
  • Для таргетолога: максимальная стоимость клика / заявки / подписчиков.    
  • Для маркетолога: количество новых привлеченных клиентов на сайт, количество повторных покупок от существующих клиентов, количество положительных отзывов о компании.     
  • Для PR-менеджера: количество упоминаний в целевых СМИ, тональность и объем публикаций, уровень доверия и лояльности.     
  • Для дизайнеров: срок выполнения работы, объем и сложность работы, использование новых технологий.     
  • Для копирайтера: количество написанных текстов, скорость написания текста, количество просмотров публикации.     
  • Для офис-менеджера: скорость выполнения поручений, качество обработки входящих запросов.

Для одного сотрудника желательно устанавливать не более 3-4 целей в месяц.

Часто с помощью KPI формируют переменную часть зарплаты. Это когда зарплата сотрудника не является фиксированной, а состоит из ставки, бонусов и премий. Чаще всего так формируются зарплаты менеджеров отдела продаж и маркетологов. Далеко не для всех профессий выполнение целей гарантирует прибавку к зарплате: часто их используют только для контроля успешности работы, а не для материального поощрения сотрудников.

Пример, как рассчитать KPI для начисления бонусов

Предположим, у сотрудника четко определены 3-4 показателя, которых он должен достичь в течение месяца. Они, скорее всего, не равнозначны, поэтому следует определить важность и вес для каждого показателя так, чтобы в сумме они составляли единицу.

В специальной таблице фиксируется, какие результаты были запланированы, а какие — фактически достигнуты.

*Индекс KPI = (вес показателя * результат) : план

По этой формуле вычисляем коэффициент результативности (сумма всех индексов), который и определит, заслужил ли сотрудник на премию, и в каком размере.

  • Коэффициент результативности = 1 — план выполнен, сотрудник получит премию в полном объеме.     
  • Коэффициент результативности > 1 — план перевыполнен, кроме премии, сотрудник может претендовать на дополнительные бонусы.     
  • Коэффициент результативности < 1 — план не выполнен, премию урежут, или ее не будет вовсе.

Центр повышения квалификации Алматы

Источник: happymonday.ua