Что такое KPI
KPI (от англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) — это система оценки достижений компании или ее отдельных сотрудников, которая помогает понять, насколько их работа приближает к реализации стратегические цели компании. Другими словами, KPI — это показатель достижения успеха. Успеха, который можно измерить и доказать конкретными цифрами.
С необходимостью работать по установленным KPI сталкиваются представители самых разных профессий:
- специалисты сферы продаж;
- бухгалтеры и финансисты;
- HR-специалисты;
- SMM-щики;
- таргетологи;
- SEO-специалисты;
- маркетологи;
- пиарщики;
- дизайнеры.
Как видите, отчитываться о своей работе в цифрах вынуждены даже представители творческих профессий.
Зачем нужны KPI для бизнеса
Двигаться без конкретной цели — все равно что просто бродить. Конкретные KPI помогают бизнесу достигать своих стратегических и операционных целей, а также выявлять слабые звенья, замедляющие общий прогресс.
KPI помогает не просто работать, но делать это эффективно.
Благодаря KPI для отдельных отделов и сотрудников можно оценить эффективность работы каждого. Сотрудник, у которого не установлены KPI, во время месячного отчета будет рассказывать, что он делал. Сотрудник, у которого KPI установлены, расскажет, что конкретно он сделал и насколько его работа приблизила компанию к глобальной цели.
Введение такой системы в компании позволит:
- повысить эффективность работы отдельных отделов и компании в целом;
- понять, какие факторы влияют на развитие бизнеса;
- строить планы, ориентируясь на цели, а не на имеющиеся показатели и возможности;
- разработать четкие нормативы работы;
- получить прозрачную оценку эффективности работы сотрудников.
Виды KPI
Хотя KPI традиционно переводят как «ключевые показатели эффективности», точнее было бы говорить о ключевых показателях деятельности. Измерение эффективности — это лишь один из видов, а всего их можно выделить 5 основных.
- KPI результата: чего достигли.
- Расходов: сколько ресурсов потратили.
- Функционирования: насколько процесс соответствует определенному алгоритму его выполнения.
- Производительности: соотношение полученного результата и затраченного времени.
- Эффективности: насколько полученный результат соотносится с ресурсами, которые были потрачены ради его достижения.
Также показатели можно разделить на финансовые и нефинансовые, количественные и качественные, коллективные и индивидуальные — чем больше показателей вы учтете, тем лучше будете видеть общую картинку развития и влиять на результат.
Как рассчитать KPI. Примеры
Если компания решила внедрить такую систему для своих сотрудников, важно понять, какие показатели стоит включать, а какие — нет. Главный принцип — установленные KPI должны быть понятные, измеряемые, четкие, реалистичные и приближать компанию к глобальной цели.
Если показатель легко измеряется в цифрах, но он никак не влияет на достижение целей компании — это плохой KPI.
Примеры KPI для разных профессий
- Для менеджера по продажам: количество сделок, сумма продажи за месяц, средняя сумма сделки.
- Для бухгалтера: соблюдение дедлайнов, отсутствие штрафов и ошибок.
- Для HR-специалиста: качество и скорость закрытия вакансий, количество откликов на вакансию, качество подготовки кадрового резерва.
- Для SMM-щика: рост количества подписчиков / охватов сообщений, рост узнаваемости бренда.
- Для таргетолога: максимальная стоимость клика / заявки / подписчиков.
- Для маркетолога: количество новых привлеченных клиентов на сайт, количество повторных покупок от существующих клиентов, количество положительных отзывов о компании.
- Для PR-менеджера: количество упоминаний в целевых СМИ, тональность и объем публикаций, уровень доверия и лояльности.
- Для дизайнеров: срок выполнения работы, объем и сложность работы, использование новых технологий.
- Для копирайтера: количество написанных текстов, скорость написания текста, количество просмотров публикации.
- Для офис-менеджера: скорость выполнения поручений, качество обработки входящих запросов.
Для одного сотрудника желательно устанавливать не более 3-4 целей в месяц.
Часто с помощью KPI формируют переменную часть зарплаты. Это когда зарплата сотрудника не является фиксированной, а состоит из ставки, бонусов и премий. Чаще всего так формируются зарплаты менеджеров отдела продаж и маркетологов. Далеко не для всех профессий выполнение целей гарантирует прибавку к зарплате: часто их используют только для контроля успешности работы, а не для материального поощрения сотрудников.
Пример, как рассчитать KPI для начисления бонусов
Предположим, у сотрудника четко определены 3-4 показателя, которых он должен достичь в течение месяца. Они, скорее всего, не равнозначны, поэтому следует определить важность и вес для каждого показателя так, чтобы в сумме они составляли единицу.
В специальной таблице фиксируется, какие результаты были запланированы, а какие — фактически достигнуты.
*Индекс KPI = (вес показателя * результат) : план
По этой формуле вычисляем коэффициент результативности (сумма всех индексов), который и определит, заслужил ли сотрудник на премию, и в каком размере.
- Коэффициент результативности = 1 — план выполнен, сотрудник получит премию в полном объеме.
- Коэффициент результативности > 1 — план перевыполнен, кроме премии, сотрудник может претендовать на дополнительные бонусы.
- Коэффициент результативности < 1 — план не выполнен, премию урежут, или ее не будет вовсе.
Центр повышения квалификации Алматы
Источник: happymonday.ua