10 трендов образования будущего: на что обратить внимание в 2021 году?

7 июля 2021

Курсы повышения квалификации Алматы2020 год изменил систему образования кардинальным образом. Глобализация, резкий скачок в мире технологий, переход в диджитал и сверху добавим немного пандемии коронавируса – это всё оказало существенно влияние на многие сферы нашей жизни, в том числе и на образование.

На дворе начло 2021 года, а значит, настала пора поговорить о том, какие образовательные тренды будут доминировать в сфере образования в будущем, на что стоит обратить внимание и чего ожидать в ближайшие месяцы и годы в своих школах, колледжах и вузах.

Это интересно!

Современные образовательные тренды ищут всё новые пути и способы заинтересовать учащихся в процессе. Если раньше было достаточно использовать новые технологии, то сейчас ими не удивить. Поэтому всё больше рождается идей, где роли ученика и учителя изменяются, преображаются, а иногда даже и меняются.

Итак, 11 трендов образования будущего! Почему 11? Потому что 10 – слишком просто и избито, а 9 – слишком мало. 11 в самый раз!

Тренд № 1: Lifelong Learning или Обучение всю жизнь

Принцип Lifelong Learning уже многие века ходит по миру: ещё в начале нашей эры Луций Анней Сенека выдал золотую цитату, актуальную и по сей день: «Век живи – век учись тому, как следует жизнь». Правда к 21 веку её сократили до «Век живи – век учись», но суть осталась той же: учиться нужно всегда, всегда нужно расти и развиваться ведь стагнация ничем не лучше деградации.

В 21 веке непрерывное обучение стало невероятно популярным, люди осознали важность саморазвития (одна из причин – постоянная конкуренция на работе, в личной жизни и т.д.). Информационный поток окружает нас 24/7/365, новости, события, новые открытия, всё это обновляется с невероятной скоростью, роботы и искусственный интеллект начинают людей. Доходит до того, что между выпускным и первым рабочим днём ваши знания уже устарели. Именно поэтому так важно обучаться всегда, обучаться везде и ни на секунду не останавливаться в своём развитии.

Это важно!

Современные тенденции привели к тому, что сейчас уже вряд ли кто-то может устроиться в одну компанию и проработать в ней до самой пенсии. Сейчас вполне нормально менять место работы каждые 5 лет – это профессиональное развитие, вот и всё.

Тренд № 2: Тотальная цифровизация

Цифровизация образования происходит уже довольно долго, но лишь в последние годы она набрала такой масштабный ход. Цифровизация – это внедрение современных технологий в ту или иную сферу жизни человека, в данный момент речь идёт об образовании.

Один из важных флагов успешности этого процесса – то, с какой легкостью все школы и вузы смогли перестроиться на дистанционную систему обучения. Ещё 5 лет назад подобное даже представить бы не вышло.

Ещё одна из причин тотальной цифровизации системы высшего образования: общий рост числа студентов. Население Земли растёт, количество студентов неминуемо увеличивается и вузы не всегда могут позволить себе обучать всех желающих очно, поэтому продолжается рост курсов в интернете от конкретного вуза. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.

Тренд № 3: Онлайн-курсы всего и вся

Если вы сидите на YouTube, то во второй половине 2020 года наверняка обратили внимание на обилие интеграций различных онлайн-школ, курсов и так далее. Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:

Доступ к актуальным образовательным данным для максимального количества людей.
Сделать образовательный процесс более открытым, интерактивным и интересным.
Отдельного внимания заслуживает интернет-площадка «Массовые открытые онлайн-курсы». На ней вы найдете современные программы обучения по ведущим и перспективны направлениям: программирование, IT-разработка, дизайн, менеджмент и так далее.

Тренд № 4: Геймификация образования

Слова Шекспира о нашей жизни отдаются в умах каждого поколения. Через игровой процесс даже обучаться становится легче. Игры и развлечения стали настолько неотъемлемой частью образовательного процесса, что появился даже специальный термин в английском языке, образованный от слияния слов «обучение» и «развлечение» – Edutainment.

Геймификация – внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений – помогает школьникам и студентам в процессе обучения развивать креативное и адаптивное мышление, совершенствуя свои soft skills, без которых невозможно выживать в современном мире.

Яркий пример геймификации!

Практически все образовательные игры для детей построены на играх. Что в детском саду, что на смартфонах. Обратите на это внимание.

Тренд № 5: Дополненная и виртуальная реальность

Казалось бы, только недавно в наш мир ворвались технологии VR и AR, а сейчас они уже вовсю используются везде даже в образовании. При правильном подходе это позволяет учителю и ученику погрузиться в процесс гораздо глубже, сделать его более объёмным, уникальным и увлекательным. Виртуальная и дополненная реальность повышают границы восприятия, позволяют нагляднее и обширнее оценить различные моменты. А в некоторых моментах теория и практика и вовсе становятся одним целым.

Это интересно!

Ряд исследований подтвердил, что использование технологий Virtual Reality и Augmented Reality существенно повышает эффективность и восприятие образовательной информации.

Тренд № 6: Методология Agile и Scrum

Наши читатели уже знают об Agile и Scrum, поэтому мы лишь вскользь затронем то, о чем говорили ранее, а если вам станет интересно, то можете прочитать подробнее в нашей статье «Методы Agile и Scrum в образовании: что это и как работает?».

В узком понимании Agile – это собирательное слово для большого количества «гибких» подходов, которые применяются при создании и разработке продуктов программного обеспечения. В более широком, Agile – определенный склад мышления и особенности, которыми характеризуются все эти подходы. И если обращаться к более широкому подходу, то можно прийти к идее, что Agile можно реализовать не только в IT-сфере.

Scrum принято считать за фреймворк, каркас, основу, структуру Agile-подхода.

Scrum исходит из идеи четкого распределения ролей, задач и процессов. Над каждым проектом работает определенная команда специалистов, а их действия координирует заказчик и scrum-мастер. Это два разных человека и у каждого разные задачи: первый следит чтобы итоговый продукт соответствовал задачам, которые на него будут возлагаться, второй же – контролировать действия команды и направлять в нужную сторону в случае необходимости. Вся работа будет состоять из коротких этапов длиной в 1-2 недели – спринтов. На плече каждого работника возлагаются конкретные задачи и каждый ответственен за итоговый результат. Такой подход позволяет быстро создать продукт, поддерживать высокую мотивацию команды и не тратить время и деньги на неэффективные действия.

Тренд № 7: Активная работа над проектами

Если раньше студенты большую часть времени проводили за выполнением домашних работ, а также на лекциях с семинарами, то сейчас всё меняется. Всё чаще студентам дают групповые задания или проекты, ведь это гораздо ближе к реальным кейсам, которые ждут студентов во взрослой жизни, а не работы на лекциях и семинарах. Также это ведёт к росту личной ответственности и осознанию своей роли в самостоятельной работе.

Преимуществ у такого подхода масса:

  • Студенты получают реальный опыт, который может помочь им в будущей работе.
  • Студенты учатся мыслить критически и развивают навыки работы в коллективе.
  • Отрабатывают навыки и знания на практике.
  • Такой подход позволяет лучше усваивать информацию.
  • Позволяет сохранить мотивацию к учебе даже по прошествию времени.
  • Освобождает преподавателя от лишней и бесполезной работы.

Тренд № 8: Использование принципов адаптивного обучения

Наконец-то в сферу образования пришли принципы адаптивности. Преподаватели поняли, что не студенты должны подстраиваться под них, а наоборот – педагоги под учащихся. Об этом долго ходили разговоры, но лишь с развитием искусственного интеллекта, AI (Artificial Intelligence) это стало реальным. Используя принципы адаптивности и искусственный интеллект, становится реальным подстроить образовательный процесс под каждого учащегося в отдельности, используя в полной мере его сильные стороны, и подтягивая слабые.

К сожалению, в 2021 году адаптивные программы не достигли пика своего развития: они ещё недостаточно хороши для гуманитарных программ и тех специальностей, где изменения происходят постоянно (привет программистам). Что будет в 2024? Кто знает...

Тренд № 9: Нейротехнологии и Big Data

Забыть про развитие нейротехнологий и про Big Data – непозволительно! Последние пару лет эти технологии настолько активно врываются в современный мир, что в ближайшие годы охватят и образовательную сферу тоже. Начавшись как элемент маркетинга, всё это разрослось до таких высот, что сейчас проще выбрать сферу, где не нужна Big Data, чем перечислить все те, где её используют.

Что же касается образования, то здесь всё просто: нейротехнологии используются для грамотной интеграции информации в образовательный процесс, чтобы удерживать внимание студентов как можно дольше. Big Data обрабатывает килотонны информации для того, чтобы аналзиировать всё, и делать на основе собранной информации выводы с целью улучшения образовательного процесса.

Тренд № 10: Изменение роли педагога в образовательном процессе.

В классическом стиле образования преподаватель занимает практически надзирательную роль, всё должно быть так, как этого хочет он, педагог находится в центре и руководит всеми процессами. А вот в современных трендах всё иначе, преподаватель становится скрам-мастером, который лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.

Преподаватель сейчас же занимается слегка другими задачами, чем раньше:

  • Делать всё, чтобы вовлечь каждого студента в образовательный процесс.
  • Поддерживать мотивацию, не давая ей затеряться.
  • Создавать, режиссировать и направлять уникальные и интерактивные проекты.
  • Учить не чему-то конкретному, а мышлению.

Курсы повышения квалификации Алматы

Источник: prostudenta.ru