Blended learning

29 декабря 2021

Очное обучение развивает навыки общения и социализирует. Электронное — дисциплинирует и ускоряет процесс получения знаний. Теоретики и практики педагогической науки считают, что в будущем эти образовательные модели сольются воедино. Имя микса — blended learning.

Что такое blended learnin

Термин blended learning зародился в корпоративной среде около 30 лет назад. Ещё в 1980-х компания Boeing повышала квалификацию сотрудников без отрыва от производства путём прослушивания компакт-дисков и просмотра видеофильмов. Идею подхватили бизнес-школы, слушатели которых — люди занятые и не могут часами просиживать в классах.

Казалось, что технологии задушат традиционную модель обучения. Зачем тратить время на дорогу в школу, если можно прослушать лекцию онлайн? Зачем сидеть в библиотеке, если любую информацию можно в два клика найти в Сети? Зачем выступать на семинаре, если всё можно обсудить в чате?

Но этого не случилось. Ни преподаватели, ни ученики не готовы отказаться от живого общения. Как бы ни было удобно электронное обучение, оно не даёт того уровня развития речевых и социокультурных навыков, какое даёт очное образование.

Именно поэтому на Западе активно развивается, а у нас только зарождается blended learning — смешанное обучение.

Blended learning — это образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами.

В переводе с английского blend значит «смешивать», и этот глагол отлично передаёт суть данной модели. Студент получает знания как очно, общаясь вживую со сверстниками и педагогами, так и самостоятельно, используя современные информационные технологии.

Это не обычные занятия в классе: часть материала ученик осваивает дома с гаджетами в руках в удобном для себя темпе. Это не дистанционное образование, где студент практически не получает помощи от педагога и появляется в школе только для сдачи экзаменов. И это не учёба один на один с компьютером: нужно быть частью группы и развиваться вместе с ней.

Термин blended learning стал активно использоваться после выхода в 2005 году книги The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs Кёртиса Бонка (Curtis Bonk) и Чарльза Грэхема (Charles Graham). И хотя в специальной литературе встречаются другие наименования со слегка смещёнными акцентами (гибридное обучение — hybrid learning, комбинированное обучение — mixed-model instruction, интегрированное, или веб-расширенное, обучение — web-enhanced instruction), суть одна.

Смешанное обучение — это микс традиционного и электронного образования, вобравший лучшее из обеих форм.

Модели blended learning

Наиболее активно смешанное обучение развивается в США. Если в 2000 году технология blended learning была доступна только для 45 тысяч американских школьников, то в 2009-м их число достигло уже трёх миллионов. К 2019 году в Соединённых Штатах планируется проводить в смешанном режиме 50% всех школьных уроков.

Выделяют шесть моделей интеграции смешанного обучения.

  • Face-to-Face Driver
  • Online Driver
  • Flex model
  • Rotation model
  • Self-blend
  • Online Lab

В чистом виде данные модели используются редко. Обычно их комбинируют. Например, Face-to-Face с Flex: помимо посещения занятий, студенты самостоятельно занимаются онлайн, а непонятные моменты обсуждают потом с педагогом.

Преимущества смешанного обучения

По оценкам консорциума «Слоун» (The Sloan Consortium), более 60% американских студентов считают, что смешанное обучение эффективнее обычного. В это легко поверить, взглянув на плюсы blended learning.

  1. Гибкость образовательного процесса. В нём может быть задействовано любое количество учителей и учеников. Педагоги могут давать мастер-классы, даже находясь на другом континенте, а обратиться к электронным учебным материалам можно в любое время и из любого места.
  2. Открытость обучения. Сдавая экзамены компьютеру, сложно списать или столкнуться с предвзятостью. Также коммуникационные технологии позволяют студентам и педагогам постоянно поддерживать обратную связь, а значит, лучше понимать друг друга.
  3. Индивидуальный подход. Преподаватели могут варьировать темп и объём освоения учебного материала в зависимости от личностных особенностей учащихся. А комбинирование разных моделей позволяет каждому ученику развиваться именно в том направлении, которое ему интересно.
  4. Развитие самостоятельности. Студент должен эффективно распоряжаться своим временем, уметь планировать и быть дисциплинированным. Иначе при смешанной системе успеха не добиться.

Повышение мотивации. Многие любят гаджеты и сервисы. В XXI веке люди хотят не просто учиться — хотят, чтобы было интерактивно и интересно, и с удовольствием принимают участие в вебинарах, ведут дискуссии на форумах, осваивают различные программы.

Переподготовка Алматы

Источник: lifehacker.ru