Как прокачивать команду без отрыва от рабочих процессов

21 июня 2022

Семинары тренинги - profedu.kzОбучение — это естественный процесс. Мы учимся всю жизнь: осваиваем новые технологии и навыки, узнаем, как кататься на велосипеде или готовить экзотические блюда. И, конечно, развиваемся на работе. Сотрудники получают новую информацию и прокачивают навыки в течение всего дня. Они наблюдают за действиями коллег, знакомятся с новыми подходами и инструментами, обмениваются опытом на собраниях.

Лучший способ развить у сотрудников действительно полезные навыки — позволить им учиться в процессе работы. Сотрудники будут понимать, что и зачем они изучают, а главное — как это поможет им выполнять свои обязанности эффективнее. Но как же организовать такое обучение?

Семинары тренинги на сайте profedu.kz

Один из вариантов — использовать развивающие задачи. Сами по себе они не являются чем-то особенным: часто это рабочие задачи, которые сотрудники уже и так выполняют. Чтобы задача стала развивающей, нужно относиться к ней как к развивающей. Другими словами, нужно помочь сотрудникам осознать, что развиваться можно каждый день — необязательно на тренингах.

Целеполагание, поддержка руководителя в процессе и рефлексия — главное, что позволит получить пользу и прокачать компетенцию. В этой статье расскажем, как руководителю ставить развивающие задачи своим сотрудникам.

В первую очередь — цель

На первом этапе нужно понять, какую компетенцию и зачем нужно развивать сотруднику.

Для начала оцените текущую ситуацию: какие у сотрудника сейчас задачи, какие компетенции приоритетны в его работе, насколько они развиты. Чтобы получить объективную картину, опирайтесь на результаты разных видов оценок, диагностик и ассессментов, стратегические цели компании или отдела и KPI сотрудника.

Вместе с сотрудником соберите информацию и обсудите ситуацию на отдельной встрече. Не забудьте отметить сильные стороны сотрудника, похвалить его. Затем выделите одну-две ключевые компетенции, над которыми надо поработать. Выбирайте те, которые интересны самому сотруднику и при этом помогут ему выполнять задачи более эффективно.

Затем в рамках компетенции выделите конкретные моменты, по которым у сотрудника низкие оценки или негативная обратная связь. Учитывая собранную информацию, вместе с сотрудником постарайтесь зафиксировать: что мешает выполнять работу эффективнее, в чем это проявляется и на что влияет?

Наконец, по выбранным компетенциям опишите желаемый результат: сформулируйте целевое состояние и индикаторы, которые позволят определить, что цель достигнута. Этот шаг не только поможет синхронизироваться с сотрудником по образу результата, но и дополнительно вдохновит и замотивирует его.

Как определить, что поможет достичь цели

Итак, у нас есть образ результата. Как выбрать развивающую задачу, которая поможет его достичь?

Необходимо определить, в чем действительно заключается «разрыв» между текущим и желаемым уровнем развития компетенции. Джули Дирксен, автор книги «Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным», выделяет несколько таких плоскостей:

  1. Знания. Сотруднику не хватает информации. Как только она появится, сотрудник успешно справится с задачей.
  2. Навыки. У сотрудника есть знания и подходящие условия для выполнения задачи, не хватает только опыта и наработанного навыка.
  3. Привычки. Есть знания и навыки, но процесс пока не встроен в рутину сотрудника.
  4. Коммуникации. Возможно, задача была не вполне корректно поставлена руководителем.
  5. Мотивация. Сотрудник знает, что и как надо сделать, но не хочет.
  6. Рабочая среда. Например, у сотрудника нет доступа к нужной программе или пространству, чтобы выполнить задачу.

Вместе с сотрудником вернитесь к анализу, который вы провели на предыдущем этапе. Постарайтесь разобраться: в чем на самом деле состоит главная сложность?

Подумайте также, не связаны ли проблемы на самом деле с рабочей средой или коммуникациями (например, объективно сложный клиент, плохо работающий софт, токсичная среда в коллективе и так далее). В таких случаях решение, скорее всего, заключается не в обучении и развитии компетенций команды.

Как сформулировать и поставить развивающую задачу

Узнайте, есть ли в вашей компании готовые гайды по развитию компетенций, доступны ли развивающие задачи на обучающих платформах. 

После выбора задачи четко зафиксируйте, когда и в каком формате сотруднику нужно отчитаться о результатах (например, сдать какой-то документ). Используйте подход SMART. Помните, что развитие любых компетенций требует времени и регулярной практики. Учитывайте это при детализации задачи и постановке дедлайнов.

Желательно также определить точки сверки. Например, можно коротко встречаться с сотрудником каждые две недели, а затем провести финальную встречу для ретроспективы.

Мониторинг прогресса
Постарайтесь поддерживать сотрудника в процессе выполнения задачи, напоминайте о ее важности и сроках, при необходимости корректируйте задачу.

Запланируйте и проведите хотя бы одну промежуточную встречу или асинхронную сверку с сотрудником. Сделайте это обязательно: так вы сможете обсудить возможные трудности и показать сотруднику, что вам как руководителю важно видеть прогресс.

На такой встрече или сверке можно спросить сотрудника:

  1. Расскажи, что уже получилось сделать. Что получилось успешно? В чем были трудности?
  2. Видишь ли ты какие-то изменения в своей работе за счет выполнения задачи?
  3. Нужна ли тебе помощь и от кого?

Предоставление обратной связи

Для завершения цикла проверьте качество выполнения задачи, предоставьте сотруднику развивающую обратную связь и проведите итоговую рефлексию. Предлагаем воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Проверьте отчет сотрудника по итогам выполнения задачи до финальной встречи. 
  2. На встрече попросите сотрудника рассказать, как он выполнял задачу и как сейчас оценивает результат.
  3. Предоставьте обратную связь. Мы рекомендуем сначала отметить, что было сделано хорошо, а после — дать конструктивную критику.
  4. При необходимости попросите сотрудника доработать задачу и проверьте результаты снова.
  5. В конце встречи зафиксируйте с сотрудником, как он будет в дальнейшем развивать выбранную компетенцию и поддерживать результат.

Как правильно давать обратную связь?

Чтобы обратная связь приносила пользу, она должна быть доброжелательной, обоснованной, конкретной и конструктивной.

  1. Старайтесь избегать язвительной критики. Покажите сотруднику, что вы не желаете ему зла, а, наоборот, хотите помочь стать лучше.
  2. Приводите аргументы. Когда вы даете обратную связь, ваши суждения должны быть обоснованными и опираться на факты.
  3. Говорите о конкретных задачах и подходах, а не о работе в целом. Так и вам, и сотруднику будет проще найти проблему и исправить ее.
  4. Помните: ваша цель — помочь сотруднику выполнять работу лучше. Обсудите с ним, что он может сделать для этого и какие ресурсы ему понадобятся.
  5. Мы советуем вернуться к обсуждению прогресса по компетенции, когда пройдет очередной цикл оценки (360, ассессмент-центр и другие).

Итак, как инструмент обучения развивающие задачи органично встраиваются в рабочие процессы. Вне зависимости от сложности или объема таких задач рекомендуем начинать с постановки цели, а в конце обязательно проводить рефлексию и фиксировать выученные уроки.

Семинары тренинги

Источник: theoryandpractice.ru