Почему живое общение — важнейший фактор эффективного обучения

30 сентября 2022

Образование не стоит на местеОбразование не стоит на месте: с каждым годом появляется все больше методов и программ для людей разного возраста. Но не любое обучение эффективно: одним из важнейших факторов являются взаимоотношения между студентами, преподавателями и сотрудниками сопровождения.
Казалось бы, образовательного контента стало так много, что можно научиться чему угодно самостоятельно. Но почему тогда люди по-прежнему ищут живого человека, который поможет им осваивать новые знания? Разбираемся вместе с Нетологией, как общение влияет на эффективность обучения и как оно реализуется в офлайне и онлайне.

Эффективность обучения и роль живого общения

На эффективность освоения знаний влияет множество факторов: насколько четко студент формулирует свою цель, какой преподаватель на курсе, как проходит процесс обучения и организована группа. В каждом из этих аспектов участвует общение.

В процессе обучения студент, как правило, взаимодействует с преподавателем, одногруппниками и сотрудниками образовательной организации. Зачастую на первый план выходит общение с преподавателем. То, как оно построено, формирует отношение к процессу обучения в целом. Когда у преподавателя с учеником хорошо налажен контакт, между ними возникает доверие и создается безопасная среда. Тогда студент не боится делать ошибки и задавать вопросы, а значит, эффективность обучения повышается.

Особенно это необходимо людям с начальным уровнем знаний. Например, тем, кто меняет профессию: в новой сфере для них много неизвестного, и постоянно возникают вопросы. Важно, чтобы рядом был человек, который поможет им сориентироваться и даст ответы. Иначе повышается риск потеряться в массе информации и не закончить обучение.

Учащиеся, которые уже имеют определенный уровень знаний, не так сильно нуждаются в общении с преподавателем: например, если человек приходит на курс с целью освоить конкретный рабочий инструмент или сложный навык в своей профессии. В этом случае приоритетной становится возможность познакомиться в группе с коллегами из сферы и обмениваться опытом.

Общение студента и преподавателя в офлайне и онлайне

У многих из нас был опыт, когда преподаватель в университете читал лекцию, как говорящая голова, а студентов воспринимал как пассивную аудиторию. В такой форме сложно удерживать внимание, и информация плохо усваивается. Чтобы обучение было эффективным, учащиеся должны быть вовлечены в процесс, а это достигается посредством общения. В офлайне и онлайне это реализуется по-разному.

Связь с преподавателем

Когда преподаватель готов взаимодействовать со студентами, между ними формируется связь. В офлайне этого проще добиться: вы видите преподавателя, а он вас, и реакции считываются гораздо быстрее. Хотя так бывает не всегда, но внимательный преподаватель сразу заметит, что студентам сложно или они в чем-то сомневаются, и остановится, чтобы это обсудить.

В онлайне от открытости коммуникации напрямую зависит результат обучения. Поэтому на курсах, где он важен, стремятся построить доверительные отношения с учащимися. Преподаватели здесь открыто общаются с учениками: интересуются их мнением, дают рекомендации и, как правило, активно общаются в групповом чате.

При этом и в офлайне, и в онлайне важно, чтобы преподаватель был заинтересован в успехе своих студентов и всегда был готов помочь.

Возможность задать вопрос

В офлайн-образовании ученик может пообщаться с преподавателем вживую. Достаточно просто поднять руку или подойти к нему после занятия. Взаимодействие здесь происходит мгновенно, и можно сразу получить ответ. При этом общение ограничено пределами занятия и перерыва, но некоторые преподаватели остаются на связи и во внеучебное время.

В онлайне задать преподавателю вопрос можно в чате вебинара и для ответа, как правило, выделяется несколько перерывов. А если вопрос появился уже после занятия, его можно в любой момент отправить на платформе или в мессенджере. Даже если преподаватель ответит не сразу, не придется дожидаться следующего занятия.

Активное участие

Сидя в аудитории, проще настроиться на обучение. Даже если занятие проходит в форме лекции, в офлайне не получится полностью отключить внимание. Присутствие преподавателя и других студентов дисциплинирует само по себе.

В онлайне отвлечься гораздо проще: соцсети, имейлы, домашние дела и другие вкладки браузера — все мешает сосредоточиться. Поэтому преподавателям и методологам постоянно приходится бороться за внимание учащегося. Здесь все чаще уходят от формата привычных лекций и стараются разнообразить занятия разными активностями: преподаватель делает паузы с ответами на вопросы, просит ставить реакции в чате и дает небольшие практические задания.

Как устроено общение в онлайне

На рынке онлайн-образования появляется все больше онлайн-школ, которые предлагают разные форматы контента. Далеко не все из них предполагают общение студента с преподавателем, и это может усложнить процесс обучения, особенно для начинающих.

Классические онлайн-курсы делятся на синхронные и асинхронные:

  • При обучении на синхронных курсах используются длинные видеолекции и вебинары, есть расписание занятий, требуется соблюдать сроки изучения материалов и сдачи заданий.
  • На асинхронных курсах учащимся предоставляют доступ к материалам с чаще всего предзаписанными короткими видео, а задания можно проходить в своем темпе.

В Нетологии большинство курсов проходит в синхронном формате. Чаще всего мы проводим занятия в форме вебинаров, поскольку они оказываются более эффективны. По нашим исследованиям, их открывают в 100% случаев, а видеолекции — только в 96%. Причем вебинары досматривают до конца чаще. Это подтверждает, что живое общение с группой и преподавателем повышает заинтересованность и ответственность учащихся.

Но одних вебинаров для создания атмосферы живого общения в онлайне недостаточно — требуются разные форматы занятий. В Нетологии мы проводим воркшопы, сессии вопросов и ответов, разборы домашних заданий. Для этого мы используем две платформы:

  • ClickMeeting для вебинаров. Здесь студенты видят и слышат преподавателя, а сами могут писать в чате. При этом на занятии требуется активное участие: преподаватель задает вопросы, дает задания и спрашивает мнения. Это поддерживает внимание во время занятия и способствует усвоению информации.
  • Zoom для воркшопов и встреч. Здесь ученики подключаются к занятию с камерами и микрофонами и выполняют практические задания в мини-группах. Возможность видеть и слышать друг друга вызывает эмоциональное вовлечение, и эффективность обучения повышается.

Обучение Алматы

Источник: theoryandpractice.ru


Читайте также