Повышение квалификации

5 октября 2022

Сотрудники компании на повышении квалификацииОсновная цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях в профессии, обучить работе в новой программе или на новом оборудовании. Еще повышение квалификации проводят для увеличения мотивации работников.

Чем повышение квалификации отличается от переподготовки

Повышение квалификации и переподготовка — это дополнительное профессиональное образование. Они не заменяют высшее или среднее специальное образование, а дополняют его.

Переподготовка — получение теоретических и практических знаний с нуля. Чаще всего переподготовку проходят, чтобы работать в смежной области. Например, преподаватель математики может пройти переподготовку на бухгалтера и начать работать по новой специальности.

После прохождения переподготовки специалисту выдают диплом о профессиональной переподготовке установленного законом образца. По этому диплому специалист может работать в новой сфере, если для работодателя важно наличие документа об образовании.

О переподготовке — ст. 73 закона «Об образовании в Российской Федерации»
При повышении квалификации работник получает знания в сфере, в которой работает. В отличие от переподготовки, повышение квалификации короче. Например, бухгалтера отправляют на однодневное повышение квалификации, чтобы он научился работать в новой учетной программе. После такого обучения ему выдадут не диплом, а удостоверение.

Как часто нужно отправлять работника на повышение квалификации

Если нормативный акт обязывает направлять сотрудников на повышение квалификации, то в нем же будет написано, как часто это нужно делать.

Если такой обязанности в законе нет, работодатель сам определяет, как часто отправлять сотрудников на обучение. Например, юристу нужно постоянно следить за обновлениями в законах и судебной практике, а автослесарь может реже обновлять знания.

Ориентироваться можно на то, как часто меняется ваш вид деятельности, какие требования предъявляют к своим сотрудникам конкуренты. Еще важно получать обратную связь от подчиненных. Иногда они сами могут прямо сказать, чтобы пора отправлять их на обучение.

Рекомендуем отправлять работников на курсы повышения квалификации в следующих ситуациях:

  1. После долгого перерыва в работе. Например, когда сотрудница вышла из декрета.
  2. После обновления компьютерных программ. Например, если переходите работать на другое программное обеспечение.
  3. После обновления оборудования. Например, если на предприятии теперь будут работать на новых станках.
  4. Если произошли значительные изменения в законах и других нормативных актах, которые регулируют вашу деятельность.

Если для вашей отрасли важно отправлять сотрудников на повышение квалификации, рекомендуем определить, как часто планируете это делать и в какой форме, и зафиксировать это в положении о повышении квалификации.

Формы повышения квалификации

Варианты повышения квалификации различаются по нескольким критериям.

По длительности повышение квалификации может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочное повышение квалификации может идти всего пару часов или дней, а долгосрочное может длиться несколько недель.

По форме проведения повышение квалификации может быть очным, заочным и дистанционным. На очном обучении работник лично присутствует на курсах, тренингах, семинарах. На заочном часть тем объясняют преподаватели, а остальные обучающийся изучает самостоятельно по материалам, которые предоставляет образовательная организация. При дистанционном обучении все занятия проходят онлайн. Например, приглашенные эксперты проводят для сотрудников компании серию вебинаров на тему делового общения.

В зависимости от организатора обучение может быть внутренним — на территории и силами работодателя — или внешним, когда обучение проводит сторонняя организация.

Обычно внутри компании проводят краткосрочное тематическое обучение. Например, менеджеров обучают работать с клиентами, которые не заинтересованы в услугах компании.

Для долгосрочного обучения по специфическим темам чаще всего находят сторонние образовательные учреждения. Проводить повышение квалификации могут и коммерческие, и государственные учреждения, у которых есть лицензия на образовательную деятельность.

Как оформить повышение квалификации сотрудника

Если решили отправлять сотрудника на повышение квалификации и определились с форматом, надо составить приказ о направлении работника на курсы. В приказе укажите ФИО работника, дату начала и окончания обучения, форму обучения. Если обучение будет внешним, в приказе нужно написать наименование учебной организации.

Когда сотрудник пройдет повышение квалификации в образовательной организации и аттестацию после него, ему выдадут удостоверение.

Работодатель может заключить соглашение с сотрудником о том, что после окончания обучения он обязан отработать в организации определенный срок. Например, год или два. Если работник уволится раньше этого срока, он будет обязан возместить часть суммы, которую потратили на его обучение.

Что важно запомнить

  1. Обычно сам работодатель решает, отправлять ли работников с их согласия повышать квалификацию и в какой момент. Но в некоторых случаях такая обязанность возникает по закону. Например, у педагогов или медицинских работников.
  2. В отличие от переподготовки, повышение квалификации не дает право работать в новой сфере, если для этого нужен документ об образовании.
  3. Работодатель может отправить сотрудников на повышение квалификации в образовательную организацию или провести ее самостоятельно.

Повышение квалификации Казахстан

Источник: secrets.tinkoff.ru