Чего хочет молодое поколение топ-менеджеров от обучения

4 ноября 2022

Чего хочет молодое поколение топ-менеджеров от обученияВсе большее влияние на рынок бизнес-образования оказывает сегмент EdTech. Как новые технологии помогают сделать обучение руководителей эффективнее и интереснее, плюсы и минусы каждого формата

Сейчас большинство студентов бизнес-школ — миллениалы. По данным Pew Research Center, они увлечены учебой и саморазвитием больше, чем их предшественники. Поколение Y хочет обучаться в динамичной среде, рассчитывает на индивидуальный подход и регулярный контакт с преподавателем. Еще одна особенность миллениалов — интерес к игровым механикам и цифровым технологиям. В идеале они хотели бы, чтобы получение образования также было увлекательным процессом.

Это одна из причин, по которым сегмент EdTech с разными механиками для повышения вовлеченности и интереса к предметам все больше интегрируется в структуру бизнес-образования. Рассмотрим, какие технологии уже внедрены в разного рода образовательных программах для предпринимателей и корпоративного обучения.

MBA

MBA (Master of Business Administration) — один из самых популярных форматов бизнес-образования. На таких программах обучают эффективному управлению компанией — новым техникам и приемам для роста, а также навыкам действий в сложных ситуациях.

В MBA обучение обычно строится на основе методики case-studies, разработанной в Гарвардской бизнес-школе еще в начале ХХ века. Преподаватели и студенты разбирают конкретные примеры из практики и прорабатывают возможные действия с обязательной аргументацией решений. В России программы MBA преподаются в бизнес-школах, например в Moscow Business School или Школе управления «Сколково», а также на профильных факультетах вузов. В их числе — ВШЭ, СПбГЭУ, РУДН, РАНХиГС и др.

Одно из EdTech-направлений, которое активно развивается в формате MBA, — технологии дополненной и виртуальной реальности (AR и VR). Так, Имперский колледж Лондона создает голограммы преподавателей для проведения живых лекций. Лектор может находиться в любой точке мира, но при этом виртуально присутствовать на занятии и даже отвечать на вопросы студентов в режиме реального времени. Технология позволяет объединить преимущества онлайн- и офлайн-форматов, а также выстроить контакт между преподавателем и студентами. Это положительно сказывается на вовлеченности учащихся и эффективности обучения.

Технологии AR и VR в MBA для формирования виртуальных классов также используют Гарвардская и Стэнфордская школы бизнеса, школа менеджмента MIT и др.

Плюсы формата MBA

  • Обучение у признанных экспертов;
  • Приобретение практических знаний и навыков;
  • Международный уровень квалификации: по окончании полной программы студенту присуждается степень МВА и выдается диплом;
  • Сильный нетворкинг и ценные знакомства.

Минусы

  • Большая продолжительность обучения — в среднем 1,5–2 года;
  • Довольно высокая стоимость, на которую влияет в том числе использование дорогостоящих AR- и VR-технологий;
  • Как правило, стать абитуриентом можно только при наличии высшего образования и 2–3 лет рабочего стажа;
  • Программы МВА в основном опираются на зарубежное устройство рынка, хотя в России встречаются другие особенности ведения бизнеса.

Онлайн-курсы

Появившись намного позже MBA, онлайн-курсы довольно быстро завоевали популярность пользователей и солидную долю рынка. Вскоре из них родился формат self-paced e-learning: клиент приобретает готовый курс, а затем сам решает, когда приступить к тому или иному блоку обучения, выполнять задания и сдавать экзамены.

Несмотря на преимущества, рынок самостоятельного образования уже несколько лет переживает спад. Если его объем в 2016 году составлял $46,7 млрд, то к концу 2021-го, по прогнозам аналитиков, упадет до $33,5 млрд. Эксперты связывают это с тем, что в таком формате сложно обеспечить высокий уровень вовлеченности игроков и качества приобретаемых знаний. Обучаясь самостоятельно, многие пользователи не заканчивают курсов, плохо запоминают и усваивают полученную информацию. Поэтому представители EdTech-сегмента уже начали перестраивать методики образования.

В первую очередь такие курсы постепенно переходят к формату face to face (общение с преподавателем) и к кастомизации процесса обучения.

Вторая тенденция — использование технологий обработки big data (больших данных). Так, Coursera, edX и Udacity анализируют big data, чтобы улучшить методику преподавания и увеличить эффективность обучения студентов. Coursera разработала панель мониторинга, которая дает преподавателям представление о том, когда учащиеся, вероятнее всего, перестанут смотреть видео, и о проценте тех, кто правильно отвечает на вопросы с первой попытки. Таким образом, лекторы могут оценить, как они преподают конкретный блок знаний и насколько понятны пользователям формулировки вопросов.

Плюсы онлайн-курсов

  • Доступность: пройти онлайн-курсы может любой, без каких-либо требований к образованию или стажу;
  • Гибкая система ценообразования в зависимости от формата курса.
  • Разнообразие программ и направлений обучения.

Минусы

  • Как правило, недостаточно высокий уровень вовлеченности и усвоения знаний;
  • Длительность обучения — в среднем 4–6 месяцев;
  • Противоречивые отзывы о качестве знаний, приобретаемых при обучении у части разработчиков онлайн-курсов.

Микрообучение

Новым трендом в онлайн-образовании становится микрообучение. Так, к 2024 году ожидается, что объем этого рынка достигнет $2,7 млрд при среднегодовых темпах роста 13–15%. Процесс получения знаний в таком формате разбивается на короткие интервальные занятия. В отличие от большинства образовательных программ основная цель микрообучения — получение и отработка конкретного навыка.

По данным исследования «Журнала прикладной психологии», микрообучение позволяет на 17% повысить качество усвоения знаний и на 50% — уровень вовлеченности пользователей. Кроме того, такой формат особенно удобен для корпоративного сегмента, который стремится обучать сотрудников без отрыва от рабочих процессов. В микрообучении каждый модуль программы занимает по времени от 3–5 минут до 1–2 часов и позволяет работнику приобрести и закрепить полезный навык. Это одна из причин, по которым Google, IBM, CISCO, Unilever и другие корпорации уже активно внедряют такую методику.

В большинстве случаев микрообучение строится в формате face to face для лучшей вовлеченности и усвоения навыка. Здесь помогает video-assisted learning — технология обучения с помощью видеороликов. При этом все действия и студент, и преподаватель совершают на единой онлайн-платформе. Для повышения вовлеченности применяются элементы геймификации.

Плюсы микрообучения

  • Высокая степень вовлеченности и усвоения знаний в процессе обучения;
  • Доступность и гибкое ценообразование: клиенты могут выбрать изучение как одного навыка, так и целого мини-курса;
  • Существенная экономия времени пользователя;
  • Прозрачность процесса обучения и видимый результат от каждого занятия.

Минусы

  • В некоторых случаях такой формат может быть недостаточен для получения глубинных управленческих знаний, и бóльшую эффективность покажут программы МВА и др;
  • Несмотря на эффективность, формат микрообучения пока не получил широкого распространения. 

Таким образом, сегмент EdTech постепенно трансформирует бизнес-образование как в традиционных MBA-программах, так и в новых обучающих форматах.

Учебный центр в Алматы

Источник: trends.rbc.ru